Основы
природоохранного законодательства России.
Правовым механизмом, с помощью которого государство
осуществляет свои экологические
функции, является экологическое _право. В 90-е годы было принято несколько природоохранных законов: Закон РФ "Об
охране окружающей природной среды",
Земельный кодекс РФ, закон РФ "О недрах", Лесной кодекс РФ, Водный
кодекс РФ, закон РФ "О животном мире".
В Конституции РФ указываются права человека на
благоприятную окружающую среду и на компенсацию вреда,
причиненного здоровью и имуществу граждан каким-либо экологическим правонарушением.
Главным экологическим законом России является Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (19 декабря 1991 г). Он обеспечил
научно-обоснованное сочетание
экологических и экономических интересов общества и охрану здоровья человека.
Центральная тема Закона - это охрана жизни человека, его
здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей среды.
Закон провозглашает принципы охраны окружающей
среды:
1.
приоритет охраны
жизни и здоровья человека;
2. научно-обоснованное сочетание
экономических и экологических интересов общества;
3. рациональное использование природные ресурсов с
учетом законов природы;
4. соблюдение природоохранного законодательства и
наступление ответственности за нарущения;
5. связь с населением и общественными организациями в
решении природоохранных задач;
6. международное сотрудничество в области охраны
природы.
Объектами охраны по данному закону
являются: озоновый слой атмосферы, земля, ее
недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная
растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд и природные
ландшафты. Особенно охране подлежат заповедники, национальные природные парки,
памятники природы, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений
и животных и места их обитания.
Основные
положения Закона, которые
являются основой для
остальных нормативных
природоохранных актов:
1 раздел - определяет основные объекты и задачи охраны окружающей
среды (естественные экосистемы, озоновый слой, недра, поверхностные и подземные
воды, растительный и животный мир и т.д.);
2 раздел - закрепляет права граждан на здоровую и благоприятную
окружающую среду.
3 раздел (основной) - экономический механизм охраны
природы. Раскрывается принцип платности
за природопользование и
загрязнение окружающей среды предоставление льгот, экологическое страхование.
4 и 5 раздел - нормирование
качества окружающей среды и государственная экологическая
экспертиза.
Данный закон вводит ГЭЭ (государственная экологическая экспертиза).
Согласно закону,
государственная экологическая экспертиза- обязательная мера, предшествующая
принятию хозяйственного решения. Финансирование проектов и программ
производится только при решении ГЭЭ.
Цель ГЭЭ- проверка соответствия хозяйственной
деятельности экологической безопасности общества.
ГЭЭ подлежат все предплановые и проектные решения на
территории государства не зависимо от их сметной стоимости.
За невыполнение заключений ГЭЭ несут ответственность
руководители предприятий и должностные лица, за правильность и обоснованность
заключений члены экспертных комиссий персонально.
6 и 7
раздел - сформированы экологические требования
к предприятиям и др.
8 и 9раздел – узаконен порядок действия в чрезвычайных
экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях.
10
раздел – экологический контроль
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И НАДЗОРА ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ.
1. Общие сведения о
системе государственного управления охраной окружающей среды.
Органы управления и надзора в
области охраны природы играют важную роль в реализации основ
природоохранного законодательства России. С конца 80-х годов в России
началась реформа системы управления охраной природы. Начался переход от
структур, для которых охрана была второстепенной задачей в процессе
хозяйственной деятельности.
В 2000 году функции управления
и надзора за охраной природы были переданы Министерству природных ресурсов.
Его основные задачи:
- координация
природоохранной деятельности министерств и ведомств;
- совершенствование
механизмов управления охраной окружающей среды;
- утверждение
нормативов и правил охраны природы;
- осуществление государственного контроля;
- проведение
государственной экологической
экспертизы производств, выдача» разрешений
на все виды природопользования;
- разработка
государственных экологических программ.
2.Функции и задачи
органов надзора по охране природы.
В контакте
с Министерством природных ресурсов работают специальные агентства и надзорные орган России.
Федеральная служба
по надзору в
сфере защиты прав
потребителей благополучия человека - обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучия
населения; его функции
- профилактика заболеваний
и контроль за
соблюдение природоохранных мероприятий.
МЧС РФ
(Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайны, ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий) - его функции: ликвидации последствий стихийных бедствий; организация работ в области защиты
населения при чрезвычайных ситуациях.
Роскомгидромет (Федеральная служба по
гидрометеорологии и мониторинг окружающей
среды) - не имеет надзорной функции, но собирает данные о погоде загрязнении среды, о
состоянии радиационного фона.
Федеральное
агентство кадастра объектов недвижимости -
обеспечивает целевое использование земель; надзор за тем, чтобы собственники земли
применяли природоохранные
технологии, не допускали ухудшение экологической обстановки на своей территории.
Федеральное агентство
по рыболовству - охрана и воспроизводство рыбных запасов.
Федеральная агентство лесного хозяйства - обеспечивает сохранность
лесного фонда и ведение лесного хозяйства.
Федеральное
агентство по недропользованию - управляет фондом недр.
Ростехнадзор
(Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору) обеспечивает безопасность труда в добывающей и перерабатывающей
промышленности, при обращении с токсичными веществами. Он согласует лицензии на все
виды деятельности, связанные с использованием недр. Он обеспечивает контроль в сфере ядерной и радиационной безопасности;
контроль в сфере промышленной и радиационной безопасности.
Федеральная служба
по надзору в сфере природопользования - контроль
и надзор за состоянием и использованием недр, лесов, водных объектов и объектов
животного мира; - проводит государственную экологическую экспертизу проектов
хозяйственной деятельности, которая способна оказывать негативное воздействие на охрану
и использование природных ресурсов; - осуществляет государственный контроль
за исполнением требований природоохранного законодательства.
3. Природоохранное просвещение.
Уровень экологического сознания человека определяется степенью понимания
роли экологических факторов в жизни общества.
Различное природопользование немыслимо
без экологических знаний.
Экологическая подготовка современного
человека состоит в развитии следующих компонентов:
1. овладение научной системой знаний в
области экологии. Четкое теоретическое осознание причин и следствий загрязнения
окружающей среды, отрицательных воздействий разных факторов на здоровье;
2. гуманистическое мироощущение, любовь к
природе, что является компонентом совершенствования духовного мира человека;
3. волевой фактор, без которого
невозможна реализация знаний в практических целях в быту и на производстве.
Необходимость экологического образования
и воспитания состоит в следующем:
1. способствует сохранению среды обитания
человека в условиях непростых экологических ситуациях;
2. без экологического образования
невозможно формирование гармонично развитой личности с гуманистическим
мировоззрением природы.
Top
ОтветитьУдалить